Каталог статей /

Азербайджанский ковёр :: Виды азербайджанского ковра

Азербайджанский ковёр · История развития · Виды азербайджанского ковра · Школы азербайджанского ковра · Известные личности на азербайджанских коврах · Интересные факты · Близкие статьи · Примечания · Официальный сайт ·


Орнаментика

Ковровшица Садыкова с изготовленным ею ковром. Баку,  1934 .
Ковровшица Садыкова с изготовленным ею ковром. Баку, 1934.

Азербайджанские ковры выделяются сочным колоритом, построенным на сочетании локальных интенсивных тонов. Орнамент азербайджанских ковров различается исходя из вида и по места производства. Так, дл таких ковров, как «Куба», «Ширван», «Казах», «Зенджан» характерны сложные геометрические узоры, которые включают схематические фигурки животных и людей, и размещённые по одной оси в центральном поле фигурные многоугольные или звездчатые медальоны, другим, таким, как «Тебриз» и «Карабах», присущ разнообразный растительный орнамент с обилием цветочных мотивов. Эстетический принцип азербайджанского ковра вложен в плоскостное решение «картинок», ритмику рисунка, традиционность членения на центральное поле и бордюр, лаконичную геометрию элементов. По мнению известного американского коллекционера и искусствоведа Дж. Вэа, в орнаментике азербайджанского ковра можно заметить тесное переплетение традиций и влияния турецких, персидских и азиатских мотивов, и, кроме этого, наследие элементов ковроделия северо-западных племен Ирана.

Геометрические фигуры

Наиболее часто геометрические узоры встречаются в коврах «бакинской», «губинской», «казахской» и «гянджинской» школ. Среди этих узоров преобладает свастика и восьмиконечная звезда. Свастика восходит к религиозным воззрениям политеизма, представляя собой центр неба, откуда исходят спиралеобразные закрученные лучи. В этом символе, предположительно, представлено солнце, окруженное созвездиями, либо условное изображение вихря взлетающих птиц. Восьмиуголная звезда, помещенная в центре ковра, наиболее часто обрамляется символическими фигурами в виде ромбов и квадратов, позднее под воздействием «тебризской» культуры ковроткачества в коврах других школ по краям присутствуют элементы растительного мира.

Сотканный в  Южном Азербайджане  ковер  Намазлык  (коврик для  намаза ). XVI век.
Сотканный в Южном Азербайджане ковер Намазлык (коврик для намаза). XVI век.

Исламская символика

Символика Ислама также встречается в узорах азербайджанских ковров. К ним относится, рука Фатимы, бешбармак — пять пальцев, символизирующие пять заповедей ислама и пять почитаемых мусульманами личностей — пророк Мухаммед, Али, Фатима, Хасан и Хусейн. В качестве центрального узора ковров используется также изображение архитектурного исламского элемента «михраб», ниши в стене которая в мусульманской мечети всегда обращена в сторону священного города Мекки.

Растительный мир

Среди азербайджанских ковров самым богатым орнаментом и насыщенной цветовой гаммой выделяются «тебризские» и «ардебильские» ковры, что предопределяется их придворным характером. Наиболее часто встречающиеся в «тебризских», а позднее в некоторых «карабахских», коврах элементы растительного мира символизируют прославение сил природы и плодородие. Главным узорным мотивом центрального полотна многих ковров Тебриза является «древо жизни», которое олицетворяло изобилие и превозносило воду, как источник орошения пустынь и символ жизни в целом. Также на коврах встречаются изображения садов с множеством деревьев, растений и птиц, которые по по представлениям мусульман, приносят удачу и успех. Геометрической вариацией «древа жизни» является символическое изображение «якоря», который по форме напоминает стрелу, а в «херисских» коврах эпохи Сефевидов часто изображается дерево «ваг-ваг», на ветвях которого вместо птиц выткано символическое изображение головы людей. Ещё одним из излюбленных иконографических мотивов орнаментики «тебризских» и «ширванских» ковров было изображение граната, символизировавшего чудо природы, способного произрастать на грубой и засушливой почве пустыни. Гранат почитался в эпоху правления Сасанидов, играл большую роль в зороастрийском культе, где считался символом солнца, а уже при Сефевидах широко использовался в узорном оформлении ковров и миниатюр. В некоторых случаях гранат изображался в расколотом виде, в котором можно было различить отдельные зерна, что свидетельствовало о мастерстве ткача. Именно это новшество — изображение в шахматном порядке зерен граната — положило начало новой иконографической традиции в ковроткачестве. Позднее этот мотив дополнился в «тебризских» коврах изображением цветущего плода гранатового дерева, которое получило название «цветок шаха Аббаса». Для разнообразия в кайме ковров использовалось изображение венчиков цветов или виноградной лозы.

Животный мир

В азербайджанских коврах часто встречается изображение птиц, а именно орла и павлина. Орел чаще всего встречается в дворцовых «тебризских» коврах и символизирует в них мощь и царское достоинство. Позже изображение орла на коврах приобрело значение охранительного талисмана. Изображение павлина ассоциировалось с солнечным божеством, кроме того считалось, что «павлиний глаз» мог предохранять от надвигающейся беды. В декорах, изображающих барана или козла, прослеживается связь с кочевническими корнями тех или иных племен. Чаще всего, технические возможности и габариты ковров не позволяли поместить изображение животных целиком, поэтому домашние животные, такие как овцы и бараны, изображались в виде условных рогов посредством символа «S» в центральных полях и кайме ковров. Ту же форму имело стилизованное изображение дракона. Изображение дракона, которое должно было служить талисманом, впервые появилось на пышных коврах, производимых в дворцовых мануфактурах Азербайджана с XVII века. Именно с того времени этот мотив получил широкое распространение, продолжая оставаться одним из наиболее часто встречающихся ковровых сюжетов вплоть до конца XIX века, претерпевая большие изменения в стилизации.

Техника исполнения

Ткание ковра.
Ткание ковра.

Подробнее: Традиционное искусство ткания азербайджанских ковров в Азербайджане

По технике изготовления и фактуре азербайджанские ковры делятся на два резко разнящихся вида: безворсные («паласы», «джеджимы», «сумахи», «килимы», «зили», «верни» и др.) и ворсовые (большие — «хали» и сравнительно мелкие — «халча»). Безворсовые ковры именуются ещё «коврами быта». Палас, лады, килим, джеджим, шадде, варни, зили, сумах — представляют собой начальный этап развития ковроделия, когда ковры создавались путем простого продевания и обвязывания нитей основы и утка.

Инструменты для ткания ковров.
Инструменты для ткания ковров.

Ворсовые ковры наиболее сложны по технике вязания: они создаются с помощью узловязания способом «Тюркбаф» (симметричный «Тюркский узел»), сочетающим широкую гамму узоров, цветов и сюжетов. На каждые две нити основы накладывается ворсовый узел, что и даёт возможность передать на ковре многочисленные орнаментальные изображения любой формы и размера. Техника узла «Тюркбаф», впервые примененная в Азербайджане, корнями уходит в древность, была усовершенствована в XV-XVI веках и позволила производить более яркие в переплете шелковые ковры очень высокой плотности. Некоторые ковры «тебризской» школы вытканы асиммметричным узлом «Фарсбаф» («Персидский узел»). Отличительной особенностью азербайджанского ворсового ковра является его очень большая плотность. Плотность ковра определяется количеством узлов на квадратный дециметр, при том существует расхожее мнение, что чем больше плотность узлов, тем ковер ценнее. Но в тоже время некоторые искусствоведы считают такой критерий оценки ковров ошибочным. Исходя из района выработки на каждый квадратный дециметр изделия приходится от 1.600 (40 х 40) до 4.900 (70 х 70) ворсовых узлов. Ворсовые ковры различаются также своими размерами: малые — халча, гяба, намазлыг, тахт-усту, дошанак и крупные — даст халы, гяба.

Иранский учёный-искусствовед Карим Мирзаи в своём очерке «Азербайджанский ковёр от Дербента до Сарбанда через Шахсевенов», исследуя на основе трудов Яна Беннета, Лятифа Керимова и Николаса Фоккера воздействие этнографической группы азербайджанцев — шахсевенов на развитие ковроткачества в Азербайджане, начиная с XVII века, приводит несколько отличную от общепринятой типовую градацию азербайджанских ковров на основе техники исполнения: тип «Борчалы-Казак»; тип А — кубинский ковёр «гюмюль»; тип А-1 — «муганский ковёр»; тип А-2 — «занджанский ковер»; тип А-3 — «сарбандский ковер»; тип Б — «шушинский ханский ковер»; тип Б-1 — «тебризский ковёр»; тип Б-2 — «сарбандский тебризский ковёр»; тип В — «кубинский алпанский ковёр»; тип В-1 — «зенджан-алпанский»; тип Г — «дербентская бута».

  • Russian to English Russian to German Russian to French Russian to Spanish Russian to Italian Russian to Japanese

Информация на сайте из открытых источников. Основа ВикипедиЯ. | Пожалуйста, внимательно прочитайте эту страницу!